Выводы и предложения Общественной палаты Еврейской автономной области направленные в общественную палату Российской Федерации по итогам заседания «круглого стола» с участием представителей общественных объединений Еврейской автономной области
06.07.2018 г. Биробиджан
Рассмотрев проект Федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (в части повышения пенсионного возраста), участники «круглого стола» отмечают, что в стране сложилась тяжелая демографическая ситуация, которая требует принятия решительных мер, направленных на обеспечение твёрдой экономической основы для достойного пенсионного обеспечения и активного социального долголетия. Однако важно, чтобы эти меры были как можно более безболезненными не только для пенсионеров, но и для российских граждан предпенсионного возраста. Важно, чтобы их социальное положение и уровень доходов не ухудшились, а продолжение трудовой деятельности не сказалось негативным образом на их здоровье.
Участники заседания «круглого стола»рекомендуют:
Государственной Думе Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Внести изменения в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в части увеличения пенсионного возраста, исходя из критериев реального, а не прогнозного роста продолжительности жизни. Рассмотреть возможность поэтапного увеличения пенсионного возраста при достижении прогнозных показателей роста продолжительности жизни.
2. При работе над проектом закона рассмотреть возможность уменьшения предложенного законопроектом увеличения возраста выхода на пенсию для женщин в сторону его уменьшения.
Правительству Российской Федерации:
1. Разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов в части предоставления гарантий лицам, пенсионный возраст для которых планируется повысить, в соответствии с проектом федерального закона, в части:
квотирования рабочих мест для лиц предпенсионного возраста (женщинам после 55 лет, мужчинам после 60 лет) на переходный период до 2034 года;
усиления ответственности работодателей за дискриминацию работников по возрастному принципу;
применения поощрительных экономических преференций в отношении работодателей, создающих дополнительные рабочие места для работников предпенсионного возраста, в том числе пропорциональной шкалы
налогообложения, введения механизма «аренды» рабочих мест для лиц предпенсионного возраста;
расширения Перечня лиц, имеющих право на досрочную пенсию, в том числе женщинам, имеющим 3-х и более детей, ряду медицинских работников, педагогов, работников культуры, сельскохозяйственной отрасли;
установления льгот лицам предпенсионного возраста, осуществляющим трудовую деятельность в порядке самозанятости и предпринимательской деятельности;
ограничения приема на работу трудовых мигрантов на должности потенциально пригодные для трудоустройства лиц предпенсионного возраста.
2. Продолжить реализацию мер, направленных на демографическое развитие, охрану материнства и детства, поддержку российских семей, модернизацию здравоохранения с целями роста числа занятого населения и увеличения продолжительности жизни.
3. Разработать программы профессиональной переподготовки лиц предпенсионного возраста.
В то же время стоит сказать, что в ходе дискуссии участники мероприятия отмечали преждевременность повышения возраста выхода на пенсию в условиях экономического кризиса. Отражалось, что в данном законопроекте не предусмотрены механизмы повышения пенсионного обеспечения граждан и не учтены иные возможные способы пополнения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предлагалось, прежде чем принимать решение по повышению пенсионного возраста, необходимо принять меры, направленные на улучшение состояния здоровья россиян и повышение уровня их доходов (размеры заработной платы, пенсий).
Часть участников дискуссии высказали мнение о невозможности принятия данного законопроекта, реализация которого несет значительные социальные риски, может ухудшить социальное и финансовое положение граждан России, привести к росту социального неравенства и напряжения в стране и особенно негативно отразиться на населении Дальнего Востока нашей страны.
В этом контексте прозвучало предложение с целью развития регионов Дальнего Востока оставить пенсионный возраст в этом регионе без изменений.