В Общественной палате РФ 18 января прошел круглый стол «Туристические экскурсионные автобусы: перспективы, специфика, проблематика».
Целый ряд проблем в сфере туристических автобусных перевозок требует скорейшего решения, отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей
Елена Сутормина.
Необходимо регулярно обновлять экскурсионный автопарк, модернизировать организацию процесса туристических перевозок, развивать придорожную инфраструктуру. Большие трудности, по словам общественницы, возникают при перевозке организованных детских групп. В ОП РФ следить за ситуацией в этой сфере будет рабочая группа по детскому и юношескому туризму, создание которой анонсировала Сутормина.
«Уже не один год длится дискуссия о необходимости обновления автобусного парка, каждый раз обостряясь после очередной аварии или серьезного ДТП с участием автобусов. В 2016 году было зафиксировано 2201 административное правонарушение в сфере организации перевозок, в 2017 году — более четырех тысяч, за девять месяцев 2018 года — 2379. В 2017 году в ходе организованных перевозок пострадало 87 несовершеннолетних, из них 13 погибли, в 2018 году пострадало 26 детей. Виной тому — человеческий фактор», — привела общественница данные Следственного комитета России.
Елена Сутормина отметила, что отечественный парк туристических экскурсионных автобусов безнадежно устарел, а замещения его новым автопарком не происходит.
«Кардинальным препятствием для обновления парка туристических автобусов являются таможенные пошлины, усугубленные утилизационным сбором. Они не дают обновить устаревший парк машинами наиболее востребованного сегмента — подержанными трех-семилетними автобусами. Именно в этом сегменте регулирующие пошлины носят максимальный размер. Далеко не все участники рынка могут позволить себе купить новые автобусы, тем более в ситуации, когда автобусы отечественных производителей существенно уступают по качеству трех-пятилеткам европейских производителей», — рассказала она.
Практика последних восьми — десяти лет таможенного регулирования ввоза автобусов показала растущую экспансию китайских автопроизводителей, работающих в нижнем ценовом сегменте и потому вполне справляющихся с заградительными барьерами. К тому же заградительные пошлины не носят безусловный характер для всего спектра туристических автобусов — в отдельных случаях допускаются решения по ослаблению таможенных ограничений, значит, компромисс возможен, убеждена Елена Сутормина.

Член координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ
Сергей Минделевич рассказал, что с 2019 года начнется реализация программ льготного лизинга автотранспортных средств — автобусов, используемых для перевозки организованных групп детей, в том числе с целью туризма, с предоставлением скидки на уплату первоначального взноса в размере 49 процентов от стоимости транспортного средства. Кроме того, Минтранс России готовит поправки в правила организации перевозки детей автобусами.
Решение вопросов детской перевозки и проблемы старения автобусного парка действительно требуют кардинального решения, согласилась вице-президент Российского союза туриндустрииОльга Санаева. Кроме этого, существует масса других неурегулированных вопросов, связанных с парковками для туристических автобусов, точками отправки экскурсионных групп в путешествия, использованием туристическими автобусами выделенных полос: «Все эти вопросы крайне важные, острые, требующие планомерного системного решения. Нам как бизнесу нужно совместно с ведомственными структурами поучаствовать в изменении документарных программ».

Президент Московского транспортного союза
Юрий Свешников с сожалением констатировал, что в принятом в конце прошлого года законе о совершенствовании лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не были учтены рекомендации бизнес-сообщества. По его мнению, в законе есть нормы, которые значительно тормозят развитие отрасли в плане обновления автобусного парка.
Эксперты согласились, что на сегодняшний день рентабельность туристических перевозок низкая, и это одна из причин того, почему не обновляется автобусный парк, почему закрываются легальные туроператоры и, напротив, растет число нелегальных перевозчиков, которые не заинтересованы в соблюдении требований безопасности.
Участники круглого стола отметили необходимость строгого контроля со стороны государства за детскими — как школьными, так и экскурсионными — перевозками.
Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранспорта России Алла Сологубова напомнила, что правила организованной перевозки группы детей автобусами, которые часто подвергаются критике со стороны турперевозчиков, были установлены постановлением Правительства РФ исключительно для сохранения жизни детей: «Закон призван сохранять жизни детей. Он должен соблюдать баланс между интересами бизнеса, детей, родителей, но самое главное — он должен сохранить жизни людей, должен до минимума снизить риски, чтобы дети были живы-здоровы и в то же время осуществляли поездки, смотрели страну и т.д.».
Подводя итоги, участники круглого стола отметили, что в сфере турперевозок действительно накопилось много вопросов, но во главе угла должна стоять задача по обеспечению безопасности туристов всех возрастов, и эта задача должна быть выполнима.