Увековечивание памяти погибших при защите Отечества: плюсы и минусы новых законопроектов
Нулевые чтения в Общественной палате РФ

Председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Елена Цунаеваподчеркнула, что в мероприятии участвуют все заинтересованные лица, в том числе представители региональных палат, которые по совместительству также являются участниками поискового движения.
«Сегодня в нулевых чтениях принимают участие люди, которые на практике видят, как работают законы, и могут их оценить. В рамках подготовки к этой встрече мы от имени ОП РФ обратились к ОП субъектов РФ и общественным организациям с просьбой дать свои рекомендации по рассматриваемым проектам законов. Сегодня у нас очная встреча, в результате которой будут подготовлены соответствующие предложения для органов власти», — сказала член ОП РФ.
Общественница рассказала о наиболее часто упоминаемых в СМИ проблемах с увековечением памяти погибших при защите Отечества: это неправильно произведенные реконструкции мемориалов, ошибки на надгробных плитах солдат, противозаконная выработка карьеров на местах захоронений, сложности с поисковой деятельностью на местах бывших военных госпиталей и многое другое.
Начальник отдела законодательства в сфере недвижимости Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации Светлана Крутьковарассказала, что два законопроекта, касающиеся увековечения памяти воинов, погибших при защите Отечества, направлены на то, чтобы уточнить полномочия в регионах в отношении мероприятий по перезахоронению останков военных и по содержанию мемориалов.
«Основное замечание, которое мы получили, касается того, что мы наделяем властью не органы муниципального самоуправления, а органы субъектов Федерации полномочиями по перезахоронению. На данный момент законопроекты готовятся к рассмотрению Правительством РФ с учетом имеющихся разногласий со всеми заинтересованными федеральными министерствами, кроме Минфина. Они нам не предоставили таблицу разногласий и протокол согласительного совещания», — отметила представитель Минэкономразвития РФ.
Заместитель начальника управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов в свою очередь заявил, что законопроект имеет ряд противоречий с действующим законодательством и наделяет излишними полномочиями субъекты РФ.
В замечаниях, поступивших от региональных общественных палат, также высказывается критика, связанная с тем, как законопроектами регулируется организация торжественных церемоний захоронений и действия по захоронению (перезахоронению) останков воинов, погибших при защите Отечества.
«Поправка в закон “Об увековечивании памяти” вступает в противоречие с законом “О погребении и похоронном деле”, который упоминает, что за это отвечают органы местного самоуправления. Для субъектов камнем преткновения станет дополнительная финансовая нагрузка», — сказала Елена Цунаева.
Депутат Государственной Думы РФ (Комитет по бюджету и налогам) Ильдар Бикбаев заявил, что готов поддержать рассматриваемые поправки в закон, но они требуют внесения дополнительных правок в 15 федеральных законов РФ.
«Согласен с Минфином в части бюджетирования, необходимо учитывать источники финансирования. Важно четко определить, за что будет отвечать субъект РФ. Считаю, надо расшить полномочия и ответственность федеральной, региональной и муниципальной власти. Предлагаю провести комплексный анализ участниками рабочей группы на площадке Госдумы или ОП РФ, доработать поправки и вынести консолидированное мнение по данным законопроектам», — отметил депутат.
В ходе обсуждения участники предложили при захоронении (перезахоронении) останков воинов учитывать вид региона — боевой (где непосредственно проходили боевые действия) или тыловой (где, например, действовал военный госпиталь).
Также было предложено благоустройство мест захоронения оставить за субъектами РФ, а захоронение (перезахоронение) отдать под ответственность муниципалитетов, поскольку в одних регионах может быть пять-шесть захоронений, а в других — до пятисот, и затраты будут существенно разниться.
Участники экспертизы также подняли вопрос порядка действий муниципалитетов при обнаружении новых мест захоронений и дальнейшей работы, связанной с установкой на этой территории мемориала и обеспечения доступа к нему граждан, перезахоронением на существующее кладбище и оформлением паспортов захоронений и т.д. Необходимы дополнительные стимулирующие действия для муниципалитетов, потому что многие пытаются саботировать эту работу, заявили эксперты.
В обсуждении приняли представители 12 общественных палат субъектов Российской Федерации — от Республики Карелии до Сахалинской области.
По итогам общественных слушаний будет подготовлено заключение к законопроекту, куда войдут все комментарии региональных экспертов, и после проработки и обобщения оно будет разослано всем заинтересованным федеральным министерствам и ведомствам.
Источник: https://www.oprf.ru/1449/2133/1537/2142/newsitem/47159